ДОСТУПНАЯ СРЕДА
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с ограничениями здоровья, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции их в общество.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одно из приоритетных направлений - создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения. Содержание образовательной деятельности - комплексное взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ с воспитанниками, осуществляемое во время индивидуальной и групповой непрерывной образовательной деятельности и в свободной деятельности. Применяются специализированные образовательные и коррекционные программы; специальные методы, приемы, средства обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей; используется дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка. Соблюдаются рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, охране жизни и здоровья обучающихся – инвалидов и детей с ОВЗ, организации образовательного процесса.
В МДОУ детском саду №19 функционирует группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. В группе реализовывается адаптированная образовательная программа. На основании заключений районной ПМПК для детей, рекомендованных к наблюдению психолого-педагогическим консилиумом МДОУ, разработаны и реализуются маршруты индивидуального сопровождения специалистами детского сада. Сотрудники психолого-педагогического консилиума определяют характер, продолжительность и эффективность специальной (коррекционной) помощи ребёнку-ивалиду или ребёнку с ОВЗ и его семье; выявляют резервные возможности развития; проводят работу по профилактике физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов.
Предметно-развивающая среда обеспечивает возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности; способствует развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги моделируют развивающую среду исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов. В групповых помещениях присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, речевую, физическую и игровую деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ имеет подвижные трансформирующиеся границы, изменяющиеся по объему. В детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: переносная и стационарная мультимедийные установки; музыкальные центры; переносные колонки для проведения праздников на улице; ноутбуки (в каждой возрастной группе). Таким образом, дети-инвалиды и дошкольники с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях с имеющимся в МДОУ оборудованием.
В ДОУ систематически проводятся беседы о правилах сопровождения и обеспечения безопасности посетителей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, маломобильных групп населения. Воспитатель Дорина С.Н. прошла курсы повышения квалификации по программе "Инклюзивное образование детей дошкольного возраста".
В целях обеспечения доступности к информационным материалам на сайте ДОУ создана альтернативная версия сайта для слабовидящих людей.
Навигация по зданию смотреть
Комфортная зона отдыха (ожидания) смотреть
Открытость и доступность информации об образовательной организации смотреть
Предметно-развивающая среда кабинетов, групповых помещений МДОУ детского сада №19:
-Первая младшая группа смотреть
-Логопедический кабинет смотреть
-Вторая младшая группа смотреть
-Средняя группа смотреть
-Старшая группа смотреть
-Подготовительная группа№1 смотреть
-Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР смотреть
Паспорт доступности смотреть
Полезные ссылки:
- Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2020 годы
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 01.12.2014 № 419 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"
- Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с изменениями на 05.12.2017) (Статья 1065. Предупреждение причинения вреда)
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.15 № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"
- Письмо Минобрнауки РФ от 12.02.2016 № ВК-270/07 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования"