ПРАВОВАЯ СТРАНИЧКА

оциальный навигатор"

На территории Пензенской области благотворительным фондом поддержки семьи, материнства и детства "Покров" при поддержке Губернатора Пензенской области И.А.Белозерцева в пилотном режиме реализуется проект "Социальный навигатор" с единым региональным телефонным номером 8 800 511 01 17. Это современный центр приёма и обработки обращений, позволяющий в круглосуточном режиме оперативно осуществлять квалифицированную помощь. в "Социальный навигатор могут обратиться несовершеннолетние, родители (законные представители), выпускники организаций для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должностные лица, иные граждане, действующие в интересах несовершеннолетних. Телефонный звонок бесплатный.

       ПРАВА РЕБЁНКА. Подготовила воспитатель Бурматова Т.В

         «Защитим права и достоинство наших детей»  

А знаете ли вы, что вот уже более 50 лет в конце ноября во всем мире отмечается День ребёнка? Еще в 1954 году Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня ребенка как дня мирового братства и взаимопонимания детей, посвященного деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире. Именно 20 ноября Ассамблея приняла в 1959 году Декларацию прав ребенка, а в 1989 году - Конвенцию о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

Реализация прав ребенка включает:

• защиту его от всех форм жестокого обращения,

• права на охрану жизни и здоровья,

• защиту его права на образование,

• права на игру,

• права на сохранение своей индивидуальности.

Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения. Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним. Возникает вопрос, что понимается под жестоким отношением к ребенку. Под жестоким отношением к детям понимаются все виды физического, сексуального и психического насилия над ребенком. Сюда же относится физическая запущенность, под которой понимают тяжелое физическое состояние организма ребенка (переохлаждение, истощение и т.д.), связанное с не обеспечением качества жизни (условия, одежда, питание, медицинская помощь и т.д.).

В чем же заключаются причины жестокого обращения с ребенком? Почему физическое наказание так популярно среди родителей? Причин тому множество.

Одна из основных — приверженность традициям «Наказывали меня и ничего плохого в этом нет», а поэтому и сами переносят методы телесного наказания на своего и чужого ребенка в случаях неприемлемого поведения детей.

Другая причина — высокая результативность при минимальных затратах времени: ребенку не надо ничего объяснять, убеждать, при¬водить примеры, наказал — и, по мнению взрослого, проблема решена.

Но, вероятно, самая важная причина — незнание родителями других, оптимальных методов воздействия. Имеет значение и структура семьи, в которой живет ребенок. Насилие в отношении ребенка чаще встречается в неблагополучных семьях, где алкоголизм снимает нравственные запреты или происходит частая смена социальных партнеров у матери в неполных семьях.

Жестокое отношение к детям имеет место как в семьях с низким уровнем дохода, так и во внешне благополучных и обеспеченных семьях.

Однако часто физическое нака¬зание не оказывает того воспитательного эффекта, на который оно было рассчитано. Скорее, наоборот, у ребенка возникает озлобленность, агрессивность, жестокость по отношению к окружающим, жестокость по отношению к животным.

Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам РФ ребенок имеет право на защиту от всех форм физического, и психического насилия, оскорбления или злоупотребления.

В «Комментариях к Закону РФ «Об образовании» четко указано, что к формам психического (эмоционального) насилия относятся: угрозы, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребенка, систематическая и необоснованная критика. Это один из самых разрушительных видов насилия. Дети, испытывающие эмоциональное насилие, имеют отклонения в интеллекте, эмоционально-волевой сфере, испытывают тревожность, депрессию, невротические симптомы, отсутствие должного внимания и заботы, любви.

Когда ребенку наносится физическая или психическая травма, последствия могут быть ближайшими и отдаленными. Впоследствии ребёнок, перенёсший тяжёлую физическую или психическую травму, может оказаться неспособным добиться успехов в учебе, профессиональном труде, у них нарушается представление о себе, возникает ощущение беспомощности, как правило, в дальнейшем такой ребёнок часто вовлекается в преступную среду.

Если раньше система общественного воспитания фактически снимала с семьи ответственность за воспитание ребенка и родите¬ли целиком полагались на детский сад и школу, то в настоящее время согласно Семейному кодексу РФ в статье 63 оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка.

Обобщая сказанное можно сделать вывод, что нарушением прав ребенка можно считать:

• Лишение свободы движения.

• Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

• Применение физического насилия к ребенку.

• Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)

• Угрозы в адрес ребенка.

• Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.

• Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.

• Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образо¬вания, медицинской помощи.

Право ребенка на жизнь и здоровье

Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст.27, п.1).В России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников». Это первостепенная задача, решать которую должны все взрослые как в семье, так и в образовательном учреждении.

Право ребенка на образование

Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране существует гибкая система дошкольного образования. Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ права ребенка на образование. Содержание образовательного процесса в нашем детском саду определяется разработанной учреждением образовательной программой, составленной в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Защитить права ребенка призваны и Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», в которых строго оговорены временные рамки специально организованной образовательной деятельности.

Право ребенка на игру

«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается и на семью.

Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Кроме того, игра изменяет отношения детей и взрослых, они становятся теплее и ближе, возникает взаимопонимание. Часто во многих капризах и шалостях малыша мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время на совместную игру, общение с ребёнком.

Ребенок не слушается, неуправляем. Причина не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых. Для себя мы должны определиться: каким мы хотим вырастить своего ребенка? Никто из нас не хочет видеть своё чадо злым и жестоким.

Вот поэтому надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники. Следует обратить внимание на игрушки, которые мы им покупаем. Жуткие монстры, пистолеты

негативно влияют на психику ребенка, вызывают агрессию. При играх с пистолетами (лучше, если дети будут играть в солдат, а не в грабителей и разбойников) учить их не целиться в человека. А лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки-персонажи наших добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры.

Не давать детям возможность смотреть фильмы-ужасы, убийства, безобразные американские мультфильмы. Обратите внимание на мультфильмы с добрыми персонажами, а лучше всего почитайте детям книжку.

Право ребенка на сохранение своей индивидуальности.

«Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8). У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность. Но самое главное – научить принимать индивидуальность других людей. Нас много и все мы разные. Станьте для своего малыша примером толерантного, терпимого отношения к людям, которые во многом могут быть не похожи на вас.

 

Рекомендации родителям!

1. Принимать ребенка таким, какой он есть и любить его.

2. Любить своего ребенка и постоянно заботиться о нем.

3. Не допускать нарушения прав ребенка в семье.

4. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.

5. Запретить детям проявлять грубость и жестокость к сверстникам, животным, насекомым.

6. Изъять игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности.

 

Берегите своих детей

Эдуард Асадов

Берегите своих детей,

Их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней

Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез,

Даже если они провинились.

Ничего нет дороже слез,

Что с ресничек родных скатились.

Если валит усталость с ног,

Совладеть с нею нету мочи,

Ну а к Вам подойдет сынок,

Или ручки протянет дочка…

Обнимите покрепче их,

Детской ласкою дорожите.

Это счастье, – короткий миг.

Быть счастливыми поспешите.

Ведь растают, как снег весной,

Промелькнут дни златые эти

И покинут очаг родной

Повзрослевшие Ваши дети.

Перелистывая альбом

С фотографиями детства,

С грустью вспомните о былом,

О тех днях, когда были вместе.

Как же будете Вы хотеть

В это время опять вернуться,

Чтоб им маленьким песню спеть,

Щечки нежной губами коснуться.

И пока в доме детский смех,

От игрушек некуда деться,

Вы на свете счастливее всех.

Берегите, пожалуйста, детство!!!